Сырьевой рынок переживает очередное перерождения из-за изменения конъюнктуры цен. Об этом, а также о всех положительных причинах для инвестиций в российскую экономику в интервью Алексею Бобровскому рассказал глава МЭР Алексей Улюкаев. - Форум "Россия вперед!" призван показывать Россию для иностранных инвесторов. Форум организован, для того чтобы мы могли сами рассказать иностранным инвесторам о наших достоинствах, о наших недостатках. Но прежде чем рассказывать им, нужно, наверное, самим себе ответить на вопрос, какие у нас достоинства и недостатки. Задам такой экономико-политический вопрос, насколько сейчас вообще сложная обстановка в мире, ну политическая прежде всего, мешает развитию российской экономики. И связанные ли это вещи и насколько связанные? Это, безусловно, связанные вещи, и сложность состоит не только в том, что геополитика непростая, а нынче действует и вместе с ними международная напряженность. Сложность состоит в фундаментальных обстоятельствах развития мировой экономики. Это глобальный спад инвестиционной активности, спад мировой торговли и замедление производительности факторов производства труда и капитала. Все это вместе создает очень большую напряженность, волатильность на разных рынках. Одним из следствий этого является низкая конъюнктура сырьевых цен, которая, безусловно, влияет на формирование не только государственного бюджета, но и бюджетов домохозяйств и бюджетов компаний. Поэтому, конечно же, мы должны учитывать в своей деятельности вот эти фундаментальные факторы и геополитические факторы глобальной макроэкономики. - Вы назвали их фундаментальными, значит это надолго? - А это надолго, что экономисты называют новой нормальностью. Нам жить в этих условиях, нам жить с нефтью, условно говоря, плюс-минус $50 за баррель, нам жить в условиях умеренных цен на металлы. Нам жить в условиях некоторых ограничений на глобальном рынке капитала. Но, понимаете, в этом и проявляется качество экономики, качество экономических агентов - насколько они адаптируются к этим условиям. Бизнес зарабатывать деньги в любых обстоятельствах. И я уже говорил как-то в наших беседах, что разительный контраст двух волн, снижение глобальной конъюнктуры волны 14-го года, которая привела к глубокому снижению сырьевых цен, это все привело к колоссальной девальвации национальной валюты, резкому всплеску инфляции росту ставок запретительных для конечных заемщиков, и очень существенному спаду валового внутреннего продукта. Совсем иначе прошло через год, в плане 15-го года, когда примерно такой же спад сырьевой конъюнктуры не только не вызвал новой девальвации, но даже сопровождался падением инфляции, снижением ставок и реально экономика практически не отреагировала на это, а начиная с I квартала этого года будет неуклонное и стабильное сглаживание кривой спада, который в августе полностью завершился. - Ну, тогда, наверное, нужно поговорить о наших возможностях внутренних, потому что больше пока опираться не на что. То есть мы можем опираться на этот снижающейся внешний спрос, но, собственно, хотелось поговорить о возможностях прежде всего. Главный финансовый документ страны бюджет. В ближайшие дни в Госдуму он будет внесен в виде проекта, и там все-таки параметры заложены, вызывает это немного дискуссию: они реалистичные, нерелистичные? Какова позиция министерства экономического развития? - Мы готовили прогноз в трех вариантах – консервативный вариант, который берется, его утилитарное назначение и будет основой для бюджетных проектировок. Он исходит из крайне консервативных представлений о динамики конъюнктуры, предполагается, что она будет существенно ниже чем сейчас, и сохранится на низком уровне на протяжении всего 3-летнего прогнозного периода на уровне 40 долларов за баррель. При этом в условиях санкционного режима сохранится довольно большой, больше чем в 16-м году, отток капитала, и это вызовет конечно трудности дополнительные для нашей экономики, которые в цифрах будут звучать, что рост будет близким к нулю, 0,2% - вот мы выйдем на этот уровень и будем находиться в течение 17-го года потом небольшое ускорение, примерно 1,5 – 2% на 3-летнем горизонте, но нам представляется более реалистичным средний вариант, тот, который у нас называется базовый плюс, он так же довольно умеренный, то есть предположение о восстановлении нефтяного и газовых рынков там более умеренный, чем консенсус банкиров и энергетических агентств, мы исходим из предположения, что в 17-м году сохранится такая конъюнктура, которая ест сегодня, то есть около 48 долларов за баррель нефти Urals, и в 18-м 52, в 9 — 55, очень слабо выраженная кривая, большинство специалистов предполагает более выраженную динамику нефтяных цен. В этом варианте мы исходим из того, что при близких параметрах инфляции к ценовым значениям, мы будем иметь более существенные темпы экономического роста. Уже в первый год, в 17-й год больше 1% и с выходом на уровень более 2%. И, наконец, целевой вариант, который предполагает дополнительные усилия в части экономической политики, в части регулирования банковского сектор, который позволил бы более резко запустить инвестиционную активность, вариант инвестиционного роста, который позволяет к 19-му году выйти на темпы роста более 4%. - Мы можем дать какую-то формулировку определения этому бюджету. Он бюджет развития или консервации временной, это корректно вообще говорит в нынешних условиях, такими категориями рассуждать? - Это игра таких терминов. Понятно, это очень жесткий бюджет на этот год. Это бюджет — адаптация консервативной оценки мирового роста. Конечно же, этот бюджет - консервативный. Бюджет поиска стабильности в новых условиях. - А вот, говоря с иностранными инвесторами, у нас есть достаточное количество доводов, чтобы заставить их инвестировать сюда в страну, имея виду, что Россия в определенной степени сейчас достигает своей орбиты макроэкономически, сдувает спрос. Страна, которая занимается тем, что потихонечку сдувает спрос. Она может привлечь сюда иностранных инвесторов. Зачем мне ка и иностранному инвестору идти, если спрос снижается? Есть несколько причин. Во-первых, очень низкие цены на российские активы, а вот если мы посмотрим, например, наши нефтяные компании, сравним их по запасам, по операционной рентабельности с аналогами мировыми, мы увидим, что в расчете на баррель запасов или на единицу операционной доходности, в 2 раза дешевле стоят. Это касается не только нефтянки, это наиболее зримый пример. Очень схожая ситуация в других отраслях российской экономики. Мы не случайно видим, что на фондовый рынок, это позитивная причина. Вторая причина это импортозамещение, то есть компании, которые в силу разных причин или в силу торговых режимов, которые были нам навязаны нашими партнерами, не имеют возможность эффективно эпатировать товары Россию, готовы инвестировать производство аналогов для того, чтобы все-таки использовать емкость российского рынка, больше 40 миллионов потребителей, а на самом деле, рынок ЕАЭС. Значит, это больше 170 миллионов потребителей, для того чтобы компенсировать упущенные доходы от торговых операций. Третье - это набор тех проектов, которые являются приоритетными для государства, которые находя поддержку, гарантийную поддержку, поддержку в виде использования институтов развития тех форматов особых экономических зон, территорий опережающего развития, каких-то иных форматов поддержки, которые существуют. Вот, по меньшей мере три причины для того чтобы инвестировать в Россию, но мы должны понимать, что иностранный инвестор, он живет, в принципе, по тем же правилам, как инвестор внутренний, то есть это доходность, возвратный капитал, это снижение рисков. Поэтому конечно же мы должны работать с иностранным инвестором, создавать максимально комфортный климат и для российского инвестора. - Вы сами заговорили о нефтяном секторе. Я вот сейчас об этом несколько слов сказал бы. Продажа госпакета "Башнефти". Есть вероятность, давайте скажем так, деликатно, что это купит "Роснефть" при таком развитии событий. И мы не случайно видим, что после объявления о том, что вышло распоряжение правительства, котировки акции "Роснефти" уменьшились в первый же день на 5, 7%, еще 1% добавили на второй день, это конечно не только реакция на сделку с "Башнефтью". Это реакция и на заявление президента о том, что мы поддержим меры по стабилизации нефтяного рынка, но здесь есть и то и другое. Поэтому мы считаем, да возникает положительный стратегический эффект. И в целом оценка компаний, а следовательно, той доли, которой располагает государство, в компании увеличивается. - Не могу вас не спросить о структурных реформах. Вот, например, на предыдущем форуме в Сочи о них много говорилось, но у мня такое ощущение, что каждый понимает по-своему и это действительно так потому что даже вот во время интервью разные представители делового сообщества говорят о структурных реформах, перечисляют свои разные вещи. На ваш взгляд, структурные реформы сегодня это что, это такие вещи как пенсионная реформа или это институциональные изменения разного рода, что это. И что вы думаете про пенсионную реформу? Базовая структурная реформа, это уход от моноспециализации, диверсификации нашей экономики, это выход на механизм не сырьевого экспорта, это выход на изменение соотношений между институциональными чемпионами малым и средним бизнесом в пользу малого и среднего бизнеса. Это повышение общей гибкости экономики, это снижение издержек и повышение производительности труда. А что касается пенсионной реформы, то я здесь вижу две плоскости, есть плоскость, связанная с балансировкой бюджета. Это просто трансферт Пенсионному фонду в силу внутренней несбалансированности Пенсионного фонда по его источникам и обязательствам - серьезное обременение для бюджета. Но это не главное. Есть еще такие вещи, как трудовой баланс. К сожалению, мы живем в условиях ухудшающейся демографической ситуации, старения населения. И здесь понятно, что должны быть предприняты меры увеличение продолжительности активной трудовой деятельности, рост экономически активного населения, доли активного экономически населения. В пенсионной реформе, мне кажется, должно быть повышение пенсионного возраста на увеличение коэффициента замещения, то есть соглашения между пенсией и заработной платой. Потому что иное замораживание ситуации означала бы не увеличение пенсионного возраста, снижение коэффициента замещения, то есть реального ухудшения положения пенсионеров. Это, я думаю, неправомерно. - Кратко задам последний вопрос. Это вот та реформа, которую Минфин предлагает, это уже накопительная часть, ее реформа? - Я не знаю никакой реформы, которую предлагает Минфин. Если вы имеете ввиду вместо введения обязательной накопительной пенсионной системы еще один механизм добровольный пенсионной системы, то это не альтернатива и не реформа. У нас есть несколько разных видов симулирования добровольных пенсионных накоплений, это еще один из них. Это хорошее дело, мы всецело это приветствуем, но это не реформа.
|