Слабое взаимодействие министерства энергетики с "Транснефтью" "негативно сказалось на определении ряда плановых значений государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", отмечает СП. "Параметры инвестиционных программ АК "Транснефть" не соответствуют показателям отраслевых документов стратегического планирования России, в том числе значениям Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2020 г., утвержденной Минэнерго. Запланированные в инвестиционной программе компании на 2012-2020 гг. объемы строительства линейной части трубопроводов в целом составляют 77% от предусмотренных Генеральной схемой развития нефтяной отрасли, в том числе по программе развития магистральных нефтепродуктопроводов - только 24%", - подчеркивает СП. Плохое взаимодействие Минэнерго и "Транснефти" привело к тому, что компания вынуждена вносить изменения в инвестпроекты в ходе их выполнения. "Требовалось включение дополнительных объектов инфраструктуры, исключение инвестиционных проектов по причине потери их актуальности или разработка новых технических решений. В основном это обусловлено недостаточной проработкой инвестиционных проектов на стадии их формирования. Так, 63% инвестиционных проектов ИП-2014-2020 уже в первом году реализации требовали корректировки их стоимости", - подчеркивает СП. "Еще одна причина снижения эффективности реализации инвестиционной программы - слабое взаимодействие АК "Транснефть" с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями. Здесь также можно отметить слабую координирующую роль Минэнерго России. Это привело к тому, что первая очередь проекта МН "Заполярье-Пурпе" не введена в эксплуатацию в срок", - отмечает СП. В частности, в 2010 г. "Роснефть", "ЛУКойл", "СеверЭнергия" и "Мессояханефтегаз" при обосновании строительства трубопровода "Заполярье-Пурпе" подтвердили максимальный объем сдачи нефти. Компании планировали прокачивать по нефтепроводу 48 млн тонн нефти в год, а по общему объему сдачи нефти в период 2015-2025 гг. - 418 млн тонн. На основании этих оценок "Транснефть" разработала проектные решения. Однако плановые объемы снизили почти в два раза до 184,5 млн тонн. В связи с этим при строительстве "Заполярье-Пурпе" выпадающие доходы "Транснефти" составят 120 млрд руб. Схожие проблемы возникли и у проекта "Куюмба-Тайшет". По этому проекту компания недополучит 23 млрд руб. "Такое положение дел приводит к сокращению налогов в федеральный бюджет", - отмечает СП. Из-за уменьшения выручки снижаются и возможности "Транснефти" по привлечению собственных средств на финансирование инвестпроектов. Их удельный вес при финансировании проектов в 2012 г. составил 69,1%, в 2013-2015 гг. - 56,5%, а в программе на 2014-2020 гг. - 33,6%. Зависимость от привлечения заемных средств увеличивает долговую нагрузку компании, полагает СП. Проверка деятельности "Транснефти" показала, что рентабельность продаж в 2013 г. снизилась до 1,7% против 2,7% в 2012 г., что, по мнению СП, обусловлено превышением темпа роста себестоимости продаж над темпами роста выручки. СП отмечает, что "Транснефть" нарушала законодательство, регламентирующее закупочную деятельность. Так, общая стоимость продукции, необходимой для осуществления инвестпрограммы компании, но закупленной с нарушениями закона, превысила 31 млрд руб. "В 2013 г. закупка труб большого диаметра на сумму 6,8 млрд руб. произведена без проведения конкурсных процедур в рамках действовавшего на тот момент контракта путем заключения дополнительного соглашения", - подчеркивает СП. "Также отмечены случаи недостаточного изучения рынка товаров при осуществлении закупочной деятельности. В 2014 г. без проведения конкурсных процедур произведена закупка присадки противотурбулентной иностранного производства на сумму 60,6 млн руб. При этом цена закупленного товара за единицу более чем в 2,4 раза превышала его стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации", - отмечает СП. СП направит представление "Транснефти", информационные письма зампреду правительства Аркадию Дворковичу, Минэнерго, а также отчеты в Совет Федерации и Государственную думу.
|