«Не дай бог кому-нибудь еще таких партнеров, как наши болгарские друзья», — заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, комментируя ход реализации проекта трансбалканского нефтепровода Бургас — Александруполис. По словам президента компании, в настоящее время рассматриваются различные варианты маршрутов поставок нефти в обход Болгарии, пишет РБК daily.
Трехстороннее межправсоглашение о строительстве нефтепровода из болгарского порта Бургас до греческого города Александруполис Владимир Путин, еще являясь президентом России, подписал в 2007 году. Прошло два года, и после прихода к власти в Софии нового правительства во главе с Бойко Борисовым проект, и до того реализовывавшийся с нарушением всех установленных сроков, фактически был заморожен. Болгария приостановила его финансирование (объемом 6 млрд евро), ссылаясь на необходимость проведения экологической экспертизы.
23 июня болгарское руководство объявило о необходимости продления сроков экоизысканий до сентября. И в «Транснефти» открыто высказали сомнение, что сколько-нибудь конкретные решения по проекту будут приняты раньше осенних выборов в стране. Глава компании Николай Токарев назвал позицию Софии оскорбительной: «Так партнеры не поступают. Мы не можем бесконечно финансировать этот проект. В ближайшее время будем ставить вопрос о целесообразности сотрудничества с болгарской стороной» (цитата по РИА Новости). Источники в компании пояснили, что сегодня рассматриваются сразу несколько альтернативных вариантов. В частности, речь может идти о проекте нефтепровода Констанца — Триест.
По мнению начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, имело бы смысл более пристально рассмотреть уже существующий проект трансфракийского нефтепровода. Планируется, что эта транспортная артерия пройдет по европейской части Турции, от ее черноморского побережья до порта Сарос на Эгейском море. Маршрут будет на 100 км короче трансбалканского проекта и проложен по территории только одной страны, что существенно снижает транзитные риски.
В то же время эксперт заметил, что, несмотря на дополнительную прибыль, которую получала бы турецкая сторона, предоставляя услуги по транзиту и перевалке, в целом такой маршрут может оказаться не самым эффективным. Еще противники строительства трубопровода Бургас — Александруполис высказывали опасения, что реализация проекта может ухудшить экологическую ситуацию в Эгейском море. «Независимо от того, где будут грузиться танкеры — в турецком Саросе или в греческом Александруполисе, им предстоит сначала лавировать между множеством островов, а потом идти или через Коринфский канал, или огибать Пелопоннес, что с точки зрения логистики не лучший вариант», — пояснил Дмитрий Александров.
По его словам, куда эффективнее было бы доставлять нефть танкерами из портов Ионического моря, которое омывает западное побережье Греции. Оттуда нефть получит прямой доступ к крупнейшим рынкам сбыта. «В текущей экономической ситуации правительство Греции вряд ли станет возражать против строительства нефтепровода», — соглашается с коллегой ведущий специалист департамента рыночных исследований «ИФД КапиталЪ» Виталий Крюков. Аналитики также высказывают мнение, что если будут достигнуты соответствующие договоренности с Афинами, то создание нового нефтепровода через северную Грецию могло бы быть синхронизировано с прокладкой греческой ветки «Южного потока».
По словам же президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, наиболее конкурентным с экономической точки зрения является все же проект панъевропейского нефтепровода, соединяющего румынский порт Констанца и итальянский хаб Триест. Этот маршрут кажется наиболее перспективным и с точки зрения российского бизнеса — компания ЛУКОЙЛ владеет перерабатывающими мощностями в Румынии, «Газпром нефть» контролирует национальную нефтяную компанию Сербии NIS, а «Зарубежнефти» принадлежит НПЗ в Боснии.
|